Интуитивно понятный, простой и логичный интерфейс, а также возможность работы практически с любыми звуковыми платами, делают ACID незаменимым инструментом в руках аранжировщика. Встроенный в ACID алгоритм временного сжатия/ растяжения для подгонки фрагмента под основной темп превосходит по качеству работы все известные мне программные средства. Наконец-то можно забыть об утомительной ручной подстройке семплов к временной сетке композиции. ACID сделает это за вас, позволяя в то же время серьезно вмешиваться в свою работу. Кроме ACID PRO, существуют также программы ACID Music (значительно облегченная версия продукта) и ACID Style (есть варианты ACID Rock и ACID DJ, рассчитанные на специфику соответствующих музыкальных направлений). В отличие от ACID PRO, они не поддерживают синхронизацию с другими программами/ устройствами посредством MTC и MIDI Clock, не могут работать с несколькими звуковыми платами, не поддерживают разрядность 24 бита и частоту дискретизации 96 кГц, не имеют возможности настройки алгоритма временного сжатия/ растяжения. Кроме того, ACID PRO позволяет работать с неограниченным количеством дорожек, а в ACID Style, например, оно ограничивается восемью. Системные требования Минимальные системные требования для программы - процессор Pentium 133, Windows 9x, Windows NT 4.0 и выше, любая Windows-совместимая звуковая плата, 32 Мбайта RAM, 5 Мбайт на жестком диске для инсталляции, а также наличие установленного компонента DxMedia 6.0 и выше (в случае Windows 98 о нем беспокоиться не нужно, так как этот компонент входит в комплект системы). Конечно, минимальная конфигурация не позволит получить полную отдачу. Так, для более-менее продуктивной работы потребуется Pentium 200 и 64 Мбайта RAM (плюс несколько сот мегабайт на жестком диске). А для того, чтобы почувствовать всю мощь ACID, нужен Pentium II 400 (или Pentium III), 128-256 Мбайт RAM, 1-2 Гбайта свободного дискового пространства. Разумеется, аппаратная конфигурация накладывает ограничения на количество одновременно воспроизводимых дорожек, а также на количество подключаемых модулей DirectX. Так, например, при работе с процессором Pentium 133 на машине с 64 Мбайтами RAM, IDE-интерфейсом, жестким диском Quantum 4,3 Гб и звуковой платой Tropez Plus, процессор компьютера начинает "захлебываться" уже при сведении трех-четырех стерео дорожек. При тестировании ACID на компьютере уровнем выше (процессор Pentium III 400, материнская плата ASUS с Intel 440 BX AGP Set, SCSI-2 интерфейс Adaptec Tekram, 128 Мбайт RAM, диск SCSI-2 Seagate 9,4 Гб, PCI плата Event Darla) мною не было замечено ничего подозрительного при тридцати (!) одновременно воспроизводимых дорожках. В сведении участвовало четыре подключаемых модуля формата DirectX (компрессор, эквалайзер, хорус и ресурсоемкий Waves TrueVerb), у дорожек во время воспроизведения менялись все возможные параметры (уровни громкости и посыла, панорама); прямо в процессе воспроизведения добавлялись новые лупы, изменялись огибающие и т. п. Все работало в реальном времени без малейшего намека на перегрузку процессора: фейдеры двигались без ощутимой задержки, а изменение масштаба панели треков и вращение виртуальных регуляторов безупречно подчинялись движению мыши. В любом случае, удобство и качество работы с ACID зависит от многих параметров: от насыщенности дорожек огибающими изменения громкости и панорамы (баланса в случае стерео дорожек), количества подключенных модулей и, главное, от характера звукового материала. Поскольку ACID оптимизирован под музыку на основе лупов, он прекрасно справляется с 10-15 треками и на Pentium 133, если каждый трек представляет собой короткие лупы. Интерфейс Интерфейс программы полностью соответствует стандартам приложения Windows: разработчики сделали элементы управления максимально понятными и логично расположили их в рабочих окнах, не забыв и о таких мелочах, как заметно облегчающие освоение программы всплывающие подсказки. Как и в любых подобных программах, основной рабочий файл - это файл проекта. В ACID туда записывается все, кроме звуковых файлов: настройки дорожек, огибающие изменения громкости/ панорамы/ посылов, карты темпа и тональностей, структура композиции, пути к используемым в проекте файлам (в текущей версии ACID PRO в файл проекта *.acd можно внедрить все используемые в нем звуковые файлы). После загрузки проекта окно ACID выглядит примерно так, как показано на рисунке. Ниже меню располагается, как обычно, панель инструментов, которую можно настраивать. Если вы работаете с разрешением больше 1024x768, вынесите на панель все доступные кнопки (через меню Options - Customize toolbar), и вам практически не придется залезать в главное меню. Под панелью инструментов располагается главная область рабочего окна, состоящая из двух частей, размеры которых можно менять. В правой части (Track View) располагаются сами аудио события в обычной для секвенсоров форме. Над ними находится линейка ритма (Beat Ruler), на которой показаны границы тактов и долей, а рабочее пространство аудио событий промаркировано вертикальными линиями ритмического деления, что очень удобно. Снизу окно Track View ограничено линейкой времени (Time Ruler), показывающей абсолютное время от начала проекта. Линейка времени может настраиваться с помощью контекстного меню и отображать время в любых форматах: семплах, секундах, кадрах и т. д. Левая часть окна программы - это список дорожек (Track List). Здесь выполняются основные настройки дорожек (уровень громкости и посылов, панорама, заглушение/ солирование, устройство вывода). Дабы сэкономить драгоценное экранное пространство, разработчики ACID предусмотрели многофункциональные фейдеры (текущий режим работы фейдера выбирается из контекстного меню). Слева от названия трека показан его тип в виде картинки. Нижняя область рабочего окна ACID многофункциональна - в зависимости от выбранной внизу вкладки это может быть окно Media Explorer (см. далее), окно свойств лупа, микшера или подключаемых модулей (FX). В правом нижнем углу рабочего окна располагается мастер-секция с индикаторами уровня и фейдерами для его регулирования. Более удобно работу в мастер-секции производить из вкладки Mixer, где отображаются все устройства вывода звука. Как видно, интерфейс прост настолько, насколько это возможно (вспомните Samplitude, которого неискушенному пользователю легко испугаться). Практически со всеми объектами можно работать методом Drag & Drop - перетаскиванием и отпусканием объекта в нужном месте. Множественное выделение, как обычно, выполняется при нажатой клавише Ctrl, копирование также производится с использованием этой клавиши. Треки В ACID есть три типа треков: Loops, One-Shot и Disk-Based. Треки типа Loops - это, как правило, небольшие (1-4 такта) фрагменты, предназначенные для циклического воспроизведения, которые хранятся целиком в оперативной памяти. One-Shot - это также хранимые в памяти фрагменты, предназначенные для одноразового воспроизведения (тарелки, например, или короткие семплы - барабаны, крики, спецэффекты). Главное отличие One-Shot от Loops в том, что треки One-Shot не подстраиваются под темп проекта, а звучат в том виде, в каком хранятся в файле. Треки Disk-Based могут иметь значительную продолжительность и целиком хранятся на диске. Как правило, это вокал или длинные партии, которые не должны зацикливаться. Треки Disk-Based могут, как и Loops, подвергаться временному растяжению/ сжатию, то есть подстраиваться под темп проекта. Порог изменения статуса трека регулируется и равен по умолчанию 4 Мб (то есть, файл длиной менее пороговой будет рассмотрен как "луп", более длинный - как читаемый с диска). Статус трека можно изменять вручную из окна свойств трека. Это может помочь, когда композиция изобилует треками типа Disk-based, и компьютеру явно не хватает мощности для их сведения (например, из-за слабой дисковой подсистемы). Если у вас достаточно большой объем оперативной памяти (128 Мбайт и более), попробуйте "загнать" все длинные партии в память, указав в свойствах трека Loops вместо Disk-based. В отличие от всех остальных подобных программ, ACID не является многодорожечной программой в обычном смысле (как Cubase и CakeWalk, например). Любой звуковой файл в ACID требует для себя отдельного трека, то есть трек предназначен для представления одиночного аудио события (однократно или многократно звучащего). Разработчики полагают, что такой метод облегчит работу с программой и позволит не запутаться в редактируемом материале (хотя, согласитесь, непривычно назначать отдельную дорожку для семпла длиной две секунды, который звучит в композиции один раз). Таких семплов, да и типичных партий, в серьезной аранжировке накапливается прилично, что в случае с ACID выливается в 40-50 треков. Радует то, что количество треков ограничивается только вашим воображением и возможностями компьютера. По мере загрузки новых файлов и создания новых треков растет занятость оперативной памяти - она постоянно видна на индикаторе в нижней части окна программы. Выбор нужного файла осуществляется легко и наглядно с помощью окна Media Explorer, очень схожего с обычным Проводником Windows. Вы также можете "ползать" по дереву каталогов и также в правой части будет отображаться их содержимое (для ускорения доступа к часто используемым каталогам можно создать так называемый библиотечный каталог, который будет представлен в дереве как отдельное устройство, наподобие логического диска). ACID автоматически начинает проигрывать выделенный файл, осуществляя анализ и подгонку темпа в реальном времени. Эта возможность просто бесценна: можно включить воспроизведение и "бегать" по файлам, слушая варианты сведения, оценивая звуковую и стилевую совместимость (что особенно полезно при наличии большой библиотеки лупов). Вы создаете "костяк" композиции с основами ритм-секции, например, или мелодическим заполнением, вставляете в CD-ROM свой любимый компакт и начинаете "на лету" дополнять свое творение фактурой (ACID позволяет использовать лупы прямо с CD, не переписывая их на диск, что, понятно, значительно упрощает весь процесс). Сжатие/ расширение временного диапазона выполняется настольно качественно, что на слух это не заметно (конечно, нельзя ожидать от лупа, созданного на 120 BPM, приличного звучания на 60 BPM; алгоритм ACID работает корректно в диапазоне +/- 15-20 BPM от оригинального темпа лупа). Однако здесь необходимо сделать оговорку. Дело в том, что очень маленькие файлы (отдельные звуки ударных, например) первоначально проигрываются ACID некорректно. Алгоритм программы находит пик волны (в небольшом файле - одиночный), принимает длину фрагмента за одну четверть текущего темпа и начинает растягивать его до ближайшей тактовой границы. Звук большого барабана превращается в сплошной гул, а хета - в звон или дребезжание. В этом случае файл необходимо "эйсидировать", то есть записать в информационный блок файла некоторую дополнительную информацию о его типе, которая затем может быть считана ACID. Прослушивание такого файла будет выполняться правильно. "Эйсидирование" выполняется загрузкой файла в проект, выбором вкладки Properties ("Свойства") и изменением типа трека с Loop-based на One-Shot. Затем в окне свойств сохраняем файл под тем же именем. Для создания нового трека находим в окне Media Explorer нужный файл и "перетаскиваем" его на панель треков (или щелкаем на нем два раза). ACID создает новый пустой трек с именем файла по умолчанию и типом трека, зависящим от установки порога и от дополнительной информации в самом файле. Для создания аудио события выбираем инструмент "карандаш" и рисуем им в свободном пространстве трека. Как обычно, при включенной опции Snap To происходит выравнивание начала события в соответствии с заданной величиной (в ACID принято основное ритмическое деление от целой до 64-й ноты; триоли, квинтоли и другие варианты отсутствуют). В зависимости от типа трека, аудио событие "рисуется" по-разному. Для One-Shot оно ставится "точечно", длину его регулировать нельзя. Для остальных типов треков аудио событие длится ровно столько, сколько мы "рисуем" карандашом (если мы тянем за пределы одного события, автоматически сразу же за ним ставится второе и т. д.). Повторяющиеся фрагменты удобнее рисовать "кистью" - водим ей вдоль трека и получаем расставленные в соответствии с текущим квантайзом события (то есть начало каждого события будет совпадать с границами долей такта, заданными в меню Options - Snap To). Новые треки можно записывать непосредственно в ACID. Для этого устанавливаем курсор в нужную позицию на дорожке и нажимаем кнопку Record на панели инструментов. В появившемся окне Record указываем название будущего файла и выбираем устройство ввода (Record device) из списка. ACID будет выполнять запись в соответствии с указанными разрядностью (16 bit, 24 bit packed, 24 bit unpacked) и частотой дискретизации (от 22050 до 96000 Гц) для конкретного устройства ввода. Мониторинг во время записи выполняется по индикаторам в окне Record при включенной опции "Monitor". Новый файл будет сохранен в каталоге, указанном в этом же окне; для каждой новой записи будет отведена отдельная дорожка. Основные элементы трека показаны на рисунке. С помощью контекстного меню назначаем режим фейдера (громкость канала, панорама, уровень посыла на эффект) и регулируем требуемый параметр. При регулировке громкости дорожек необходимо следить за тем, чтобы в мастер-секции не возникала перегрузка - о ее наличии свидетельствует красный цвет датчиков максимального уровня над индикатором мастер-секции. Фейдеры легко группировать: для этого просто выделяем нужные треки (щелкая на имени трека или его мнемонике) при нажатой клавише Ctrl. Работа с лупами значительно упростится, если в окне свойств указать правильную тональность лупа ("Root note for transposing"). Тогда при изменении общей тональности проекта ACID будет автоматически изменять высоту тона лупа (например, если у вас имеются лупы тональностей E и D, то при установке главной тональности проекта F, ACID изменит высоту тона этих лупов на один и три полутона соответственно). Для лупов ударных подобная настройка не нужна, поэтому в списке "Root note for transposing" выбираем опцию "Don't transpose". При работе над проектом обычно необходимо многократно прослушивать отдельные части композиции. В ACID для зацикливания применяется простой и удобный элемент управления - Loop Region, расположенный над линейкой ритма (Beat Ruler). Для настройки границ цикла надо мышью потянуть желтые треугольники по краям Loop Region и нажать кнопку "Play looped" на панели инструментов. В случае активной опции Snap To, границы цикла будут устанавливаться с соответствующим шагом. Огибающие Разумеется, ACID оснащен средствами динамического изменения звуковых параметров. В аудио-MIDI секвенсорах (Cubase, CakeWalk), да и в Samplitude основным методом для этого служит запись положений виртуальных регуляторов во времени. В ACID используется метод "рисования" огибающих для параметров уровня, панорамы и посылов на эффекты. Результаты изменения огибающих просчитываются всегда после просчета значений соответствующих фейдеров каждого канала. Для построения огибающей выбираем в контекстном меню аудио события пункт Envelope, затем тип огибающей (громкость, панорама или посыл на эффект). После этого по центру аудио события возникает горизонтальная линия, соответствующая 0 дБ. Для задания положительных и отрицательных изменений уровня ставятся точки - узлы изменения направления огибающей (точки ставятся командой Add Point контекстного меню огибающей). Затем мышью добиваемся требуемой формы огибающей (при этом во всплывающей подсказке индицируется текущий уровень). Затухание и нарастание могут быть линейными и логарифмическими (в случае логарифмических - "быстрыми" и "медленными") - все это регулируется из контекстного меню огибающей. Необходимо помнить, что на обсчет результатов огибающих требуются некоторые дополнительные ресурсы процессора. Огибающие действуют в пределах одного аудио события, и в ACID, к сожалению, нет никакого средства для их копирования на другие события. Поэтому огибающую следует рисовать сначала на одном событии, а затем его циклически повторять. Если нужна огибающая более продолжительного действия, чем длина события (а так обычно и происходит - например, в циклически повторяющейся басовой линии требуется плавное затухание), то единственный способ облегчить себе жизнь - выполнить Mix Down, то есть сбросить заданный участок трека на новый. Выполняется это из меню Edit - Mix to New Track с предварительной установкой общего цикла воспроизведения (в данном случае этот цикл будет включать участок для "сброса"). После выполнения Mix Down на новом треке появится длинное аудио событие, в котором объединены несколько циклически повторяющихся событий (ACID "скинет" на диск новое событие в виде нового звукового файла перед созданием для него трека). Сжатие/растяжение Как уже было сказано, ACID обладает очень качественным, гибким и легко настраиваемым алгоритмом временного сжатия/ растяжения для подгонки под темп. В 99% случаев этот алгоритм работает превосходно, но и на старуху бывает проруха. Не нравится звучание растянутого лупа? - Открываем вкладку Properties (см. рисунок). На ней представлена волновая форма в увеличенном виде, а также три вкладки со свойствами. Выбираем вкладку Stretch и производим настройку алгоритма растяжения. При растяжении/ сжатии фрагмента ACID использует соответствующие маркеры (поставленные как автоматически, так и вручную). Маркеры разбивают фрагмент на зоны, каждая из которых растягивается/ сжимается индивидуально, независимо от других. Производя анализ волновой формы, ACID находит эти зоны, и, как правило, этого хватает. Для настройки алгоритма обычно достаточно изменить метод растяжения и подвигать двумя слайдерами. Методов растяжения три: Looping segments ("Циклические сегменты"), Non-looping segments ("Нециклические сегменты") и Pitch-shift segments ("Сегменты со сдвигом высоты тона"). Из названия методов понятно, что первый будет работать с зонами растяжения как обычный алгоритм временного растяжения; при втором - каждая зона будет звучать единожды; при третьем - в каждой зоне для изменения времени звучания применяется сдвиг высоты тона. В большинстве случаев применяется первый метод, второй особенно хорош для синтезаторных звуков, пэдов. Третий метод уместен при сильном снижении темпа проекта; при его применении исчезает характерное "эхо" растяжения. Из двух слайдеров, первый позволяет автоматически расставить маркеры растяжения в соответствии с ритмическим делением. Вторым слайдером можно отрегулировать глубину анализа волновой формы. Если ничего не помогает, попробуйте добавить свои маркеры растяжения (или убрать/ передвинуть маркеры, поставленные ACID). Все настройки растяжения/ сжатия можно сохранить не только в проекте, но и в самом звуковом файле, чтобы в другом проекте не терять на них время. Для этого на вкладке Track нажмите кнопку Save As и перезапишите файл. Микшер Итак, все лупы звучат более-менее правдоподобно и, разумеется, суховато, слегка не в своем частотном диапазоне, с сильными колебаниями динамики, с неправильным балансом. Да-да, речь идет о придании композиции законченного вида и создании мастер-трека. Что нам здесь предлагает ACID? Для простоты возьмем четыре трека и три DirectX модуля обработки. Количество последних (по умолчанию - два, максимально - восемь) регулируется в "настройках". Как только модуль загружается в память, к нему подключается каждая дорожка (даже несмотря на то, что уровень посыла на этот модуль может быть -Inf). В ACID нет возможности разорвать эту связь, а от того, что уровень посыла бесконечно мал, процессору компьютера не легче. Ведь модулю все равно, что обсчитывать - пусть даже и тишину, он это делает нагружая процессор. Итак, со всех дорожек отбирается сигнал на виртуальные шины. В каждом модуле эффектов "FX" ACID предлагает индикатор входного уровня и фейдеры, его ограничивающие (если суммарный уровень посыла со всех дорожек превысит 0 дБ). Задача регулировки уровня возврата с модуля обработки возлагается на сам модуль (и если последний не имеет соответствующих органов управления, вероятность перегрузки весьма высока). Результирующий сигнал с модулей обработки (его уровень изменить нельзя) смешивается с основным сигналом дорожек, затем этот микс окончательно регулируется в мастер-секции. При такой структуре виртуального микшера возникает несколько вопросов. Например, как установить модуль обработки "в разрыв"? Единственным решением является установка на всех дорожках, кроме обрабатываемой, уровня посыла на этот модуль в -Inf, а на обрабатываемой дорожке - уровень громкости в -Inf с некоторым уровнем посыла. При ответе на подобные вопросы видно, что разработчики рассчитывают на серьезную обработку дорожек в отдельном звуковом редакторе (именно поэтому нажатием в ACID одной кнопки мы передаем дорожку во власть Sound Forge). Как уже говорилось, ACID может работать в дуплексном режиме, то есть производить одновременную запись/ воспроизведение (если позволяет звуковое оборудование), а также может выводить сигнал на несколько звуковых плат. Для выполнения первой задачи, в окне "Record" необходимо установить опцию "Play while recording", для выполнения второй - указать в панели треков номер устройства вывода (выбрать из контекстного меню). Вывод в файл выполняется разными способами в зависимости от поставленной задачи: объединяете ли вы несколько циклически повторяющихся лупов в один, сохраняете ли удачные варианты сведения (мастер-трек, например) или просто хотите создать резервную копию всего звукового материала проекта. Для сброса на диск микса всех дорожек (находящихся в режиме солирования) в диапазоне цикла воспроизведения выберите из меню Edit пункт Mix to New Track (эта команда может стать "палочкой-выручалочкой" для пользователей слабых компьютеров, при желании прослушать результат сведения, недоступный в реальном времени из-за большого количества дорожек или подключенных модулей). Таким методом можно создавать только WAV файлы. Более гибкий способ вывода - использование команд Save As и Export меню File. При выборе Save As вы указываете тип будущего файла (WAV, AIFF, ASF или файл проекта). Для WAV/AIFF файлов можно выбрать атрибуты (частоту дискретизации, разрядность), для ASF - параметры кодирования MP3 или PCM. По умолчанию, для создания итогового файла используются все незаглушенные дорожки независимо от текущего цикла воспроизведения, то есть в файл пишутся все аудио события. Если вам все же нужно сбросить часть проекта, поставьте в окне Save As галочку напротив "Save only the audio within current Loop Region", и в файл запишутся только события, находящиеся в диапазоне цикла воспроизведения Команда Export позволяет за один прием создать копии всех дорожек в нужном формате. В окне Export можно выбрать два варианта сброса: Save Each Track as a separate file и Save Loop files at project tempo. В первом случае создаются копии всех незаглушенных треков, во втором - сохраняются только лупы, по одному на каждое изменение темпа в проекте. Изменения темпа и синхронизация К достоинствам ACID можно отнести поддержку карт изменения темпа и, конечно, возможность синхронизации с другими программами/ периферией. Карта изменения темпа представляет собой набор маркеров под линейкой времени (см. рисунок). Возле каждого маркера указан темп в BPM, распространяющийся до следующего маркера или до конца проекта. Маркеры легко перемещаются и добавляются мышью, значения темпа редактируются либо общим слайдером темпа, либо в цифровом виде с клавиатуры. То же относится и к маркерам тональности (маркеры тональности и темпа могут быть совмещены, см. рисунок). Конечно, работать с такой картой менее удобно, чем, скажем, в CakeWalk, где можно рисовать кривую темпа и просматривать изменения темпа "с листа", то есть в списке соответствующих MIDI событий. Учитывая оптимизацию ACID под современную танцевальную музыку, это неудобство не столь важно, так как к изменениям темпа в стилях хаус, джангл и т. п. прибегают редко. ACID может генерировать MIDI Time Code (поддерживается частота кадров 24, 25, 29.97 Non-Drop, 30 Non-Drop, 30 Drop), а также отслеживать входящий MTC. Как обычно, необходимо указать в настройках устройства ввода и вывода синхросигнала (для синхронизации с программными секвенсорами понадобится виртуальный MIDI кабель, например, прилагаемый Hubi's LoopBack). Возможно генерирование и сообщений MIDI Clock, с учетом изменений темпа, установленных маркерами. При синхронизации с CakeWalk Pro Audio по MIDI Clock, CakeWalk "выпадает" из синхронизации при перемещении курсора в ACID. Это послужило причиной для беспокойства пользователей, но дело здесь не в ACID, а в CakeWalk - это его ошибка. При отслеживании MTC кода, сам ACID иногда теряет синхронизацию - он чрезвычайно чувствителен ко всем фоновым задачам системы. Все, что "крадет" процессорное время у ACID, может послужить причиной для сбоя. Здесь можно дать стандартные рекомендации: закрыть все не используемые в настоящий момент программы, закрыть фоновые утилиты (у которых присутствует значок в правом углу панели задач Windows), проверить индикатор занятости памяти в ACID - он должен быть зеленого цвета. В случае использования нескольких устройств ввода-вывода звука, убедитесь в отсутствии конфликтов между ними. Вывод В целом, ACID работает стабильно, загружается быстро, запоминает все параметры предыдущего сеанса работы, аккуратно обращается с временными файлами (сохраняя их в специальном каталоге), доброжелательно реагирует на ошибки пользователя, имеет контекстно-зависимую справку по всем органам управления и доходчивое руководство пользователя в электронном виде. Этот список можно продолжать и, несомненно, в следующих версиях он значительно расширится. Sonic Foundry, как правило, учитывает замечания пользователей при модернизации продукта. К настоящему времени Sonic Foundry выпустила на CD огромное количество библиотек серии "Loops for ACID" с лупами для различных стилей и направлений, от funk-electric bass до рифов акустических инструментов. Подробнее ознакомиться с новыми библиотеками и послушать образцы лупов можно на сайте www.sonicfoundry.com